Каким должен быть правильный ЧПУ страниц?

Каким должен быть правильный ЧПУ страниц?

Если вы используете CMS с ЧеловекоПонятными Урлами, то вам будет не лишним узнать каким должен быть правильный ЧПУ. В заметке рассмотрены как технические так и идеологические нюансы построения ЧПУ, что в значительной степени позволят сделать ваш сайт привлекательным как для посетителей, так и для поисковых систем.

Большинство современных сайтов работают с динамически генерируемыми страницами. В зависимости от переданных в URL параметров, скрипт формирует содержание страницы из шаблонов и данных. Здесь следует различать такие понятия как «динамический адрес» и «динамический контент» страницы. Первое подразумевает наличие параметров идентификации страницы в URL, а второе ее содержание, которое меняется при повторном обращении к странице.

Существует мнение, что динамические адреса страниц плохо воспринимаются поисковыми системами, но это не так. Преимущество статических адресов перед динамическими адресами состоит лишь в том, что пользователю легче их читать. Тем не менее, если вы хотите маскировать динамические адреса под статические адреса, следует придерживаться здравого смысла и не перегибать палку. О том, каким должен быть ЧПУ страниц я и хочу поговорить в данной заметке.

Начнем с простого. Что такое ЧПУ? ЧПУ (англ. Friendly URL) – веб-адреса, удобные для восприятия человеком. Например, по адресу: /?p=1 — гораздо сложнее понять, о чем идет речь, чем по адресу: /post/hi-world/. Отсюда можно сделать первый вывод:

ЧПУ должен соответствовать содержанию страницы, давая пользователю небольшую подсказку.

Все становится гораздо сложнее, когда речь заходит о тех же списках данных. Например, нам необходимо вывести список постов, из определенной категории. Статический адрес такой страницы может иметь вид: /category/category-name/ — в данном случае, первая часть ЧПУ определяет тип данных – категория, а вторая – указывает уникальный идентификатор (имя) категории. Понятно, что категория может содержать достаточно много постов и их придется разбить на страницы. По той же логике, статический адрес такой страницы может иметь вид: /category/category-name/page/1/. Как вы видите, статические адреса вполне способны содержать дополнительные параметры, но перебарщивать с этим не стоит.

В частности, если речь идет о сортировке данных, такой параметр как «сортировка» лучше вынести из ЧПУ, например: /category/category-name/page/1/?order=pubdate — это позволит избежать фактически дублирующего контента. Конечно, современные поисковые системы вполне нормально разбираются в такой ситуации, но тем не менее. При этом, будет не лишним запретить индексацию страниц с таким параметром в robots.txt, например:

User-agent: Yandex
Disallow:
Clean-param: order /category/category-name/

Таким образом, можно сделать второй важный вывод о том, каким должен быть правильный ЧПУ страницы:

Несмотря на то, что ЧПУ может содержать в себе ряд параметров, лучше избегать или выносить из него те параметры, которые формируют (даже условно) дублирующий контент.

Очевидно, что использование параметров в ЧПУ, делает статический адрес более длинным (см. примеры выше). Несмотря на то, что ограничений по количеству параметров не существует, необходимо стремиться к использованию коротких URL (это верно как для статических, так и для динамических адресов). Таким образом, мы делаем третий важный вывод:

ЧПУ страницы должен быть коротким. Примечание: наблюдая за тем, какую длину URL используют Google, Яндекс и т.д. в своих многочисленных сервисах, можно дать следующий совет — средняя длина ЧПУ должна составлять не более 50-90 символов.

Я уже говорил о здравом смысле при построении правильного ЧПУ, и еще раз повторю это утверждение, т.к. мы переходим от общего к частному. Зачастую в адресах страниц стремятся указать различные ключевые слова и/или фразы, что по идее повышает ее соответствие поисковому запросу. В принципе, так оно и есть, и это правильно. Страницы, чей адрес (даже статический), сформирован по умолчанию, например: /page1.html — менее понятны, а соответственно и привлекательны. В тоже время, страницы чей ЧПУ не соответствует содержанию или перенасыщен повторяющимися ключевыми словами, например: /page/furl-url-friend-url-best-furl/ — могут быть удалены из индекса. Очередной, уже четвертый, вывод который стоит взять на заметку:

ЧПУ может (и должен) содержать умеренное количество ключевых слов и/или фраз в строгом соответствии с контентом (содержанием) страницы.

ЧПУ: русские, английские или транслитом? Как таковой, это не столь уж и принципиально. Современные поисковые системы хорошо распознают все варианты. В тоже время, лучше не смешивать их. Если вы выбрали транслит, то пользуйтесь только транслитом и т.д. Конечно, есть и небольшие нюансы, в частности:

  • Русские ЧПУ — для нашего человека – идеальный вариант. По крайней мере, если речь идет об отображении в поисковой выдаче, а вот некоторые браузеры могут кодировать такие адреса и вместо: /post/название-поста/ — вы можете получить следующее: /post/%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0/ — что уже не столь удобочитаемо. К тому же могут возникнуть проблемы с кодировкой.
  • Английские ЧПУ — с этим вариантом уж точно не будет выше описанных проблем, но от вас понадобится знание английского языка и/или умения пользоваться сервисом переводов, что не всегда дает нужный результат. Следует отметить, что современные поисковые системы вполне нормально могут переводить ЧПУ при соответствующем запросе на том же русском.
  • Транслит — ЧПУ для ленивых, т.к. обычно эту задачу выполняет сам движок сайта, используя простейшее преобразование. В принципе, транслит нормально воспринимается поисковыми системами, но могут иметься и определенные отличия в расшифровке. Тем не менее, этот вариант тоже вполне приемлем.

Подводя итог, можно сделать пятый вывод построения правильного ЧПУ:

Не важно какой вы используете ЧПУ: русский, английский, транслит и т.д. Главное чтобы он соответствовал остальным требованиям.

Капнем чуть глубже. Символы ЧПУ, отличные от ограниченного набора из ASCII-символов преобразуются в специальную форму. Например, ЧПУ: /post/называние-поста/ — кодируется как: /post/%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0/. Это не проблема для современных поисковых систем, но лучше избегать таких символов. В частности, вместо символа проблема, который тоже не входит в ограниченный набор из ASCII-символов, лучше использовать минус (-) или подчеркиванием (_). Таким образом, Шестой вывод построения правильного ЧПУ звучит следующим образом:

В ЧПУ лучше всего использовать символы из ограниченного набора ASCII-символов. В частности, вместо пробела лучше использовать символы минус (-) или подчеркиванием (_).

Еще один интересный нюанс. Идеологически папка от файла отличается наличием символа косой черты (/) в конце ЧПУ. Другими словами:

  • /post/post-name/ — это папка;
  • /post/post-name.html — это файл.

Конечно, это лишь условность. Поисковые системы нормально воспринимают и идеологически неправильные ЧПУ, но тем не менее. Седьмой, последний, вывод построения правильного ЧПУ можно сформулировать так:

Идеологически символ косой черты (/) в конце ЧПУ определяет тип URL: есть – папка, нету – файл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: